Как развить силу воли?

Помогите развить силу воли сыну. Сейчас ему 9 лет. Он в третьем классе. Вначале он старательно учился и получал только похвалы от учителей. Пока его отец нас обеспечивал, у меня была возможность не работать, и я много с ним сидела. Но в этом году он перестал стараться. Все делает кое-как, не хочет выполнять сложные задания, бросает начатое, стал невнимателен. Быстро сделает и бежит играть в компьютер. У  меня нет возможности с ним постоянно все делать, оценки стали хуже, учителя на него жалуются. Как мне улучшить его учебу и развить его силу воли?

Елизавета, Пермь.

Здравствуйте, Елизавета!

Понимаю вашу озабоченность произошедшими изменениями с сыном, его старанием и ухудшением учебы. Но меня еще больше обеспокоило то, что он стал невнимателен, что больше всего хочет именно играть в компьютерные игры. Как будто он сильно чем-то встревожен и хочет «уйти» в игровую реальность, где все зависит только от него и все достижимо. Вы написали, что его отец перестал Вас обеспечивать и Вам пришлось выйти на работу. Хотелось бы расспросить подробнее, что же произошло между вами и его отцом. Могу только предположить, что по какой-то причине вы разошлись и, вероятно, эти перемены оказали сильное влияние на мальчика. Наверное, и от Вас жизненные перемены потребовали много сил – и эмоциональных, и физических. И Вы большая молодец, что нашли возможность устроиться на работу и содержать свою семью.

Дети по природе консервативны и им, иногда еще больше, чем нам, нужно время и силы,  чтобы все «переварить» и приспособиться к произошедшим изменениям. Кроме того, дети часто винят себя в уходе отца («папа меня не любит», «я недостаточно хороший» и т.д.) Он может чувствовать себя беспомощным (не удержал и ничего не смог сделать), что может снижать желание стараться чего-либо достичь, в принципе. Вероятно, его психика занята сейчас этими переживаниями, поэтому снизилось внимание и ему не хочется ничего делать. И, скорее всего, именно с этими причинами (а не с проблемами силы воли) связано ухудшение его успеваемости.

Думаю, очень важно разговаривать с сыном о случившемся, объяснить, что он хороший, что он точно не виноват в уходе отца, Сказать, что Вы и его папа будете его любить, не зависимо от того, какие у Вас отношения между собой. И хотя Вам сейчас может быть очень непросто, поберегите, поддержите и пожалейте его.

Кроме того, очень важно оставить его на «детском» месте. И объяснять ребенку, что ваши взрослые отношения его не касаются. «Мы с тобой теперь вдвоем, маме больше не на кого рассчитывать» — такие фразы, хотя и вызывают у ребенка гордость собой («вон он какой большой, прямо как его мама), но загружают непомерной ответственностью, с которой ребенку не справиться. И в результате сил и желаний на свои детские дела будет оставаться мало.

Что же касается учебы, то после того, как он «отгорюет» все жизненные перемены, приспособится к новому образу жизни, ситуация должна улучшиться.

Однако есть и второй момент – часто после того, как родители уменьшают свой контроль над выполнением ребенком его заданий, успеваемость снижается, он меньше прилагает усилий и больше отвлекается. Но это является хорошей школой для развития его личности – у него появляется своя мотивация стараться (относительно сверстников, ради похвалы учителей, ради вашей похвалы и близких и т.д.), и своя ответственность. Вместо «мы сделали», появляется «я сделал или не сделал» с соответствующими последствиями. Он учится делать ошибки и выдерживать наказания, начинает понимать, что это зависит только от него. Поэтому если ребенок нормально себя чувствует эмоционально, то участвовать в приготовлении им уроков не стоит. Другое дело – если он просит помощи в тех заданиях, с которыми ему, по какой-то причине, сложно самому справиться.