Негативный личностный рост
О «психологических тренингах», связанном с ними
негативном опыте и нежелании иметь
дальнейшее дело с психологами
У некоторых людей есть некий опыт участия в так называемых «психологических тренингах» — это «тренинги личностного роста», «успешности», «как выйти замуж за миллионера» и т.д. Хочу сразу же оговорить то, что речь идет не о тренингах образовательных, которые направлены на развитие какого-либо определённого навыка, например, продаж, коммуникабельности или театрального мастерства. Их ведущие обещают нечто вполне конкретное, и, как правило, именно его и развивают. Я же буду говорить о тренингах, которые гарантируют за три занятия «личностный рост», достижение всех целей и сразу и т.д. После них люди часто не хотят обращаться к психологу, даже если очень надо. В чём же причины такого нежелания?
Организаторы тренингов, хорошо разбираясь в психологии человека, понимая его слабости, отлично этим пользуются. И обещая мгновенные кардинальные изменения, эксплуатируют наше (в глубине души оно есть у всех) желание сказки и надежду на чудо. Быстро и эффективно, вот только рецепт правильный скажут эти «великие знающие люди». Это как в знакомых нам с детства сказках – прочтешь заклинание (главное, его узнать), и все сразу изменится.
Это трогательная вера заложена в нас с детства. Она придает прелести и волшебности окружающему миру, а нам — спонтанности, непосредственности и способности творить. Но ведь никто всерьез не верит в Деда Мороза, будучи взрослым, а ведущим тренингов – верят. А они и рады использовать лежащие в основе всего этого психологические механизмы, которые остаются у нас еще с младенчества, когда они необходимы ребенку для выживания и здоровой психики. В психологии принято называть такие защитные механизмы «психологическими защитами». Они есть у всех людей и помогают (как взрослым, там и детям) адаптироваться к окружающей действительности. Только то, что адаптивно для детей, может совершенно не подходить для взрослых.
В качестве примера приведу «всемогущий контроль» (или «магическое мышление»), «идеализацию» и «обесценивание». Именно эти неадаптивные защиты чаще всего задействуются ведущими тренингов как мишени воздействия. И сейчас разберем, как это работает.
Всемогущество восходит к младенчеству, когда малыш ещё не в состоянии выделить, где проходит граница между его «я» и внешним миром. Он воспринимает все события, как имеющие причину внутри него самого так, как будто это именно он и никто другой управляет как своим состоянием, так и всем внешним миром. К примеру, замёрзший ребёнок кричит, заботящийся человек его согревает, но для ребёнка источник этого тепла — он сам. То есть, он думает, что тепло стало именно потому, что он кричал. В дальнейшем всемогущество, оставшееся с детских времён, необходимо всем нам для поддержания здорового чувства своей компетентности, уверенности. Но во взрослом состоянии мы реалистично, объективно оцениваем как свои реальные возможности, так и возможности других людей, принимая тот факт, что никто не всесилен.
На тренингах же «всемогущество» является одной из целей, на которую идёт воздействие. Так, «тренинги личностного развития» усиленно эксплуатируют тезис «Только ты вершитель своей судьбы, возьми жизнь под контроль!». Создаётся воображаемая ситуация, при которой реализовать всемогущество возможно, оно поддерживается фразами типа «Ты сможешь!», «Ограничения только в твоей голове!», сопровождаемыми возгласами «Вот она, сила группы!», криками «Мы всё можем!» и тому подобными процедурами.
При этом самооценка участника одномоментно и резко повышается. Однако при выходе в реальность человек с удивлением узнаёт, что не всё в мире подвластно его воле, что не все вокруг знают, что он — всемогущ, а некоторые (сразу становящиеся «чужими», «врагами») даже требуют, чтобы всемогущее существо вынесло, например, мусорное ведро, да и миллионеры что-то под окнами не прогуливаются. Он повторно переживает уже имеющуюся у него детскую травму утраты могущества и отделения от группы и — да, вы догадались, самооценка падает, самочувствие тоже ухудшается. Вместо парящего ощущения себя богом человек падает в пучину безысходности и бессилия, а вместо ожидаемого повышения адаптации к миру и жизни в нём человек становится ещё более неадаптивным, озлобленным и разочарованным.
Другим защитным механизмом, используемым в тренингах для воздействия, является «идеализация», свойственная маленькому ребенку для защиты от страхов вера в то, что заботящиеся фигуры (родители, близкие ему взрослые) способны к сверхчеловеческим деяниям, что они не имеют слабостей и всемогущи. Тогда маленький ребенок чувствует себя гораздо спокойнее, веря, что о нем заботиться какая-то добрая сила, которая может абсолютно все. Поэтому на тренингах особенная роль отводится идеализации ведущих, которые представляются некими «знающими, как надо» существами, которые уж точно избавились от всех недостатков, свойственных слабой человеческой натуре. Слияние с такими идеализированными существами помогает справиться со стыдом от собственного несовершенства, избавиться от страхов и тревоги, связанной с неопределенностью и непредсказуемостью окружающего мира.
Все участники группы постоянно одобряют, хвалят, говорят комплименты друг другу. Создается впечатление такой теплой заботливой семьи (с родителями – ведущими), где тебя любят по-настоящему и принимают таким, какой ты есть. Здесь активно эксплуатируются наше недополученное в детстве внимание или принятие в своей семье. Создается впечатление, что сейчас все это начинает исправляться и компенсироваться.
Кроме того, окружающий мир частично обесценивается, ведь там остаются непонимающие нас, неверящие в наше всемогущество, критикующие нас другие. Здесь царит любовь и взаимопонимание, а там холодность и критика.
Люди, проходившие тренинги, часто указывают на то, что во время и несколько после их самочувствие, активность, общее настроение повышаются, но наступает момент в реальной жизни вне тренинга, когда они опять сваливаются в неустраивающее их состояние апатии, неприспособленности к жизни в мире, дезадаптивности даже более сильное, чем до тренинга. И их опять тянет туда, где их все любили, где они любили всех, где была размыта граница между «я» и «не-я», где был миллион «поглаживаний» от малознакомых, в сущности, людей, где была иллюзия того, что «стоит только захотеть и всё получится», где «мы — крутые, а остальные — неудачники». И они идут на тренинг… второй (или третьей, четвёртой) ступени. А за следующие ступени и денег платить надо больше.
Таким образом человек, принявший участие в «психологическом тренинге», получает негативный опыт того, что после прохождения его способность жить в реальности падает. Но разобраться, почему именно так происходит, бывает сложно, а ассоциация «психолог» — «стало плохо» остаётся. И она мешает обратиться к специалисту за помощью тогда, когда это действительно необходимо. Но нельзя отрицать того, что слово «психологический» употреблено «к месту» — программы тренингов составлены с учётом хорошего знания человеческой психологии.
В отличие от ведущего тренинга или лидера секты, цель которого — эксплуатировать защитные механизмы, делающие человека зависимым от группы и нуждающимся в постоянном посещении тренингов, целью психолога-консультанта является усиление защитных механизмов, характерных для взрослых личностей. Таких, которые позволяют человеку эффективно существовать в мире самостоятельно, без избыточной поддержки, прибегая к помощи других людей (в том числе и самого психолога) только в ситуации, когда это действительно необходимо. Но, к сожалению, придется честно признать, что за три дня кардинальных изменений добиться не возможно.