Ребенок плохо говорит. Нужен ли психолог?

Связаны ли нарушения речи с психологическим развитием? Нужно ли обращаться к психологу, если ребенок плохо говорит? И как именно может помочь психолог при речевых проблемах? Периодически у родителей возникают подобные вопросы и кто-то, не понимая, какой именно специалист требуется, начинает водить ребенка ко всем подряд (включая экстрасенсов и гадалок), а кто-то, наоборот, ждет до последнего момента, надеясь, что все как-то «само выправится».

Вначале важно точно определить, что понимается под «плохо говорит». Так как возможен значительный спектр разных отклонений, как имеющих серьезные причины, так и совсем легких.

  1. Имеет место задержка речевого развития.

Ребенок заметно отстает от положенных в его возрасте норм. Причем это касается не только произношения, но и набора употребляемых слов, построения фраз и т.д. Обычно это легко можно заметить, сравнивая ребенка со сверстниками. Хотя иногда на эти проблемы обращают внимание родителей специалисты в детских учреждениях (воспитатели, педиатры и т.д.).

Речь, как и двигательные навыки (если нет физических ограничений подвижности) является отражением общего развития ребенка, в т. ч., психического, интеллектуального и др. Чем ребенок старше, тем более важным диагностическим признаком полноценное развитие речи.

Поэтому в первую очередь, в этом случае нужна консультация невролога.  Часто ситуация может улучшиться при обращении к остеопату. Параллельно можно посещать логопеда для работы именно с речью.

Консультация психолога также будет полезна, чтобы оценить психо-эмоциональное развитие ребенка. Перед приемом стоит понаблюдать за контактами ребенка с окружающими — со сверстника, с близкими и с другими взрослыми, за его настроением и поведением. Имеет ли он ничем не обоснованные перепады настроения, как быстро утомляется, есть ли у него вспышки агрессии, бывает ли он подавлен и замкнут, и как долго это длится. Психолог расспросит про наличие в семье стрессовых факторов для ребенка (например, развод или тяжелая болезнь кого-то из родителей и т.д.). Иногда детки регрессируют при рождении младшего братика или сестры. Если психика ребенка «занята» переживанием каких-то проблем, то на познавательную и коммуникативную активность может просто не остаться сил. В этом случае необходима именно помощь психолога. Тогда специалист предложит план решения проблемы.

Как правило, в случаях задержки речевого развития наиболее эффективным является сотрудничество ряда специалистов – остеопата, невролога, психолога и логопеда.

  1. Отдельные речевые проблемы.

Возможно много различных вариантов, но наиболее популярными являются заикание (логоневроз) и картавость (ротацизм).

Условно можно разделить заикание на неврозоподобное (возникшее вследствие органического, сосудистого или другого поражения центральной нервной системы) и невротическое (возникшее по психическим причинам, например, от испуга).

Для первого справедливы рекомендации из предыдущего пункта и нужна помощь нескольких специалистов (обязательно, невролога). Для второго характерно наличие психотравмирующего фактора, но при этом нет поражений головного мозга, нет нарушений развития, вмешательство врачей не требуется. (Некоторые авторы называют логоневрозом именно второй тип заикания).

При заикании помощь психолога, как правило, необходима и эффективна. Очень часто оно усиливается в стрессовой ситуации. Особенно это касается второго типа. Мне хорошо это видно у заикающихся взрослых пациентов. Как только на приеме возникает вопрос, который затрагивает глубинные переживания, заикание резко усиливается, либо появляется – у тех, кто в целом говорит достаточно ровно. Для меня это является сигналом важности обсуждаемой темы.

Повышение устойчивости к стрессу, снижение значимости тех или иных событий, гармонизация эмоциональной сферы уменьшает это нарушение.

Кроме того, поддержка психолога позволяет деткам легче переносить насмешки и передразнивание сверстников, которое, к сожалению, часто имеет место в детских коллективах и может сильно ранить ребенка.

А вот при картавости, скорее, можно ограничиться помощью логопеда. Если только плохая дикция не создает дополнительных проблем – снижение самооценки, сложности в общении и т.д. С этим психолог однозначно поможет справиться.

Мне попадались идеи о том, что неумение выговаривать букву «р» может быть связано с проблемами с агрессией (ребенок не может рычать, то есть боится быть природно  агрессивным). Я не встречала подобных исследований, не знаю, проводились ли они, поэтому не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. В любом случае, необходимо проанализировать поведение, общение ребенка, его возможность говорить «нет», высказывать свое мнение, проявлять инициативу, постоять за себя и т.д. Если подобных проблем нет, то с картавостью – к логопеду. А если с этим есть сложности, консультация психолога полезна и позволит гармонизировать будущее вашего ребенка.

Желаю Вам счастливого родительства, психолог Наталья Картавых.