Символические трактовки псориаза

Кожа является сложным человеческим органом, выполняющим большое число функций, участвует в обмене веществ, дыхании, терморегуляции. Но с точки зрения психологии, наибольший интерес представляют те функции кожи, которые влияют на межличностные и социальные контакты человека. В этом аспекте важно то, что кожа одновременно является фильтром, границей и средством контакта с внешним миром, выполняет защитную, ограничивающую, осязательную и «представительскую» функцию.
1. Акцент на защитной функции кожи.
Курт Теппервайн рассматривает кожу, как щит, который помогает спастись от мира. При псориазе больные участки кожи аномально утолщаются за счет избыточной пролиферации. Человек как будто выстраивает более надежную границу, которая позволит отгородиться и спастись от слишком травмирующих его контактов и разочарования, пытается стать «толстокожим». Однако у него остается желание иметь близкие отношения, желание тепла и принятия. И при разрушении этих утолщенных слоев кожи, бляшек, больной становится еще более ранимым и уязвимым.
Психоаналитик Барри Бивен предлагает вместо «щита» для кожи использовать понятие «сито» или «экран». Щит выполняет функцию препятствия, барьера, в то время как кожные рецепторы позволяют избирательно пропускать, а не блокировать доступ веществ извне. Получается, что речь идет о более сложной проницаемой поверхности, которая позволяет дифференцировать стимулы, а не просто защищаться от них. «Некоторая боль, постоянно проходящая в организм, необходима и полезна. Рефлекторное удаление и опыт самой боли – обе реакции означают избегание дальнейшего повреждения, возникающего из-за чрезмерных количеств».
По исследованию А.В. Штраховой, А.Р. Харисовой, в случае псориаза, этот «экран» становится слабо проницаемым, приближаясь к «щиту». Они отмечают, «что с психодинамических позиций кожные заболевания могут рассматриваться не только как пример своеобразного «крика о помощи» в связи с неудовлетворенной потребностью в близком объекте, но и как проявления бессознательного подтверждения потребности в сохранении границ тела, в разграничении между индивидуумом и другим, в сохранении барьера от риска слияния с ним, и как защита от бессознательной фантазии быть поглощенным, либо принужденным к этому».
Их исследование выявило, что для больных псориазом характерны «высокие показатели «барьерности», низкая проницаемость границ телесного образа «Я», а также их устойчивость и плотность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что результатом заболевания является, скорее, усиление функции защиты и уменьшение чувствительности к воздействию внешнего мира, что приводит у таких больных к росту стратегий поиска контакта. «Имеются различия в характеристиках границ телесного образа «Я» у больных нейродермитом и псориазом, проявляющиеся более глубокими их нарушениями при атопическом дерматите, вызванными формирующимися на более ранних этапах онтогенетического развития дисфункциями, обуславливающими скорее несформированность границ, нежели деформацию их формирования, как это наблюдается у больных псориазом».
2. Акцент на коммуникационной способности кожи как предъявляемой внешнему миру.
Кожа — это наружная поверхность организма, на которой происходит выражение конфликтов, связанных с эксгибиционизмом. С одновременным желанием демонстрировать себя окружающим, хорошо выглядеть, привлекать внимание, соблазнять и имеющихся внутренних запретах – ощущения грязи, греховности, стыда или страха всего этого и т.д.
Тед Гроссбарт и Карл Шерман отмечают символическое значение очагов псориаза как стигм на теле. До 1908 г. в Америке и Европе псориаз не отделялся от проказы. Стигматизация как некий «биологический маркер» приводит к искусственному барьеру между больными и здоровыми, выделяет их из «остальных». Для людей со стигмой свойственны: ожидание отвержения, чувство собственного несовершенства, наличия изъяна, вина, стыд, отсутствие позитивного настроя, скрытность.
3. Другой взгляд, предлагаемый некоторыми психоаналитиками (в частности, одним из основоположников психосоматической медицины Францем Александером), основывается на акценте на кожной эротике при прикосновениях. Известно, что ряд индивидов получают удовольствие от боли, что лежит в основе их сексуальности. Боль, испытываемая больными псориазом при расчесывании, также позволяет реализовывать садо-мазохистические импульсы.
Герман Масэф считал, что некоторые люди развивают «технику расчесывания, с помощью которой они могут вызвать ощущение умеренной боли, несомненно дающей им переживание удовольствия. Такое ощущение – это так называемый «приятный осадок» после неистового расчесывания». Таким образом проводятся параллели между расчесыванием и мастурбацией.
Исидор Задгер, описывая разнообразные кожные заболевания, предполагал в их основе конституционально повышенную кожную и мышечную сексуальность.
4. Тесно связан с предыдущим пунктом акцент на обеспечивающей целостность функции кожи как механической границе организма. Обсуждается возможность аутоагрессивных действий как способа снятия напряжения путем отреагирования подавленных эмоций.
Шандор Радо предполагал, что резкий старт псориаза мог отражать обращенные против себя (своего Эго) садистические импульсы. При этом, псориаз не считается конверсионным симптомом. Как писал Отто Фенихель: «Скорее психогенное значение будет носить один, доминирующий среди других, фактор, и возможно, что определенные не получившие разрядки садистические усилия воздействуют на кожу через нарушения химических и нервных процессов».
Тинберген стал автором работы о «производных видах активности». Если в одно и то же время активизируется несколько разных влечений, наблюдается «производная активность». Причиной зуда может стать подавленная эмоция. Тогда зуд и вызванное им расчесывание и станут производными видами активности. Особенно часто приводящими к ним эмоциями являются гнев и тревога. psychosoma_3Расчесывание без ощущения зуда является моторной разрядкой накопившегося эмоционального напряжения, вызванного сложной ситуацией и необходимостью избыточной концентрации.
5. Акцент на способности кожи к обновлению.
Интересен символический образ, предложенный Тедом Гроссбартом и Карлом Шерманом. Они проводят параллель между свойственным для больных псориазом состоянием быть все время «на бегу», быть активными, энергичными, но как будто гонимыми внутренними «монстрами», которые не осознаются и воспринимаются как внешние обстоятельства, вынуждающие так спешить. И клетки кожи при псориазе производятся слишком быстро, выходя на поверхность незрелыми, их «бешеное» избыточное производство и приводит к постоянному шелушению.