О психосоматике
Болит живот – это к психологу?
Слово «психосоматика» становится все более употребимым, являясь научной заменой давно известной фразы «все болезни от нервов». Да и кому хоть раз не давали такой популярной рекомендации по лечению совершенно разных заболеваний, как: «Тебе надо меньше нервничать, не расстраиваться по пустякам» и т.д. Но как может помочь «не нервничать» от, например, болей в животе или проблем с суставами? Да и не очень понятно, что значит «не нервничать». Совсем? А радоваться можно?
Чтобы ответить на эти вопросы, полезно обратиться к опыту и знаниям психосоматической медицины, находящейся на стыке медицины, физиологии, психологии и социологии. В результате наблюдений за пациентами и экспериментов с животными, ученые отметили, что существует ряд заболеваний, в возникновении и развитии которых играют роль в основном психологические причины (переживание стресса, психической травмы, особенности эмоционального личностного реагирования и т.д.). Эту группу назвали «психосоматическими расстройствами» (от греч. psyche — душа, soma – тело). Причем спектр этих расстройств может варьироваться от обратимых психосоматических реакций (например, дрожь от страха, или проблемы с кишечником перед выступлением, когда имеет место нарушение выполнения функции каким-то органом, при этом ткани самого органа никак не изменяются) до необратимых. К последним относятся «психосоматические заболевания», при которых происходят патологические органические изменения, то есть страдает сам орган, а не только выполняемые им функции. Слово «необратимость» может пугать своей фатальностью. В некоторых случаях, с течением времени орган может восстановиться, иногда даже без лечения, но, как правило, это будут уже новые ткани (например, новые слои кожи при нейродермите), иногда изменения действительно необратимые (остается рубец после лечения язвы желудка).
Вначале было выделено семь классических психосоматических заболеваний (их часто называют «holy seven» — «святая семерка»). Сюда относят гипертоническую болезнь, бронхиальную астму, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит, гипертериоз. Позднее к ним добавили ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет второго типа, ожирение. Однако многочисленные исследования подтверждают значительную роль психологических причин у большего числа заболеваний. Перечень постоянно расширяется, и сейчас врачи рекомендуют обращаться к психологу за помощью при панических атаках, мигрени, псориазе, синдроме раздраженного кишечника, дискинезии желчного пузыря и ряде других заболеваний.
Как же происходит развитие подобных заболеваний? Ведь эмоции – от природы заложенный механизм, тогда почему они должны приводить к повреждению органов? Если ответить кратко, то виной всему культурные, общественные требования. Одна из функций, которую выполняют эмоции, — регуляторная. Эмоции влияют на наше поведение: самым известным примером является страх, который призван охранять нас от опасности. Если наш древний предок его испытывал, то ему нужно было либо спасаться бегством, либо нападать. Похожая картина и для злости и гнева – «бей или беги». Запускается физиологическая реакция приведения организма в боевую готовность. На первом этапе активизируется симпатическая нервная система, при дальнейшем воздействии стресса происходят более сложные нейро-гуморальные изменения за счет совместной работы гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников. Мы можем увидеть или почувствовать эти проявления в виде изменения давления, сужения-расширения сосудов, перераспределения кровоснабжения от одних органов к другим, усиления мышечного тонуса и т.д.
Но в современном обществе реализация принципа «бей или беги» часто оказывается более опасной, чем то, чего мы испугались или на что злимся. Экзамены и переговоры, походы «на ковер» к начальству, да и вообще любые испытания и конфликты предполагают, скорее, терпеливое и дипломатичное решение вопроса, не зависимо от испытываемых чувств. А иногда злиться на кого-то и показывать свою злость гораздо страшнее, чем терпеть неподобающее обращение. Раз быстро и эффективно реализовать программу не возможно, то человеку необходимо время, чтобы «прийти в себя», расслабиться, вернуть в норму нейро-гуморальную, сердечно-сосудистую систему, нормализовать питание и функционирование органов, которые не нужны для битвы и питание которых было в тот момент сокращено. Если же подобные стрессовые ситуации происходят часто, а человек не имеет возможности восстановления, то такое состояние напряжения становится хроническим и постепенно приводит к болезни органов или их систем, а также к снижению иммунитета в целом.
В этот момент значимым фактором является возможность организма регулировать стрессовую ситуацию. В проводимых экспериментах на крысах было обнаружено, что у тех животных, которым не давалось возможности избежать периодических ударов током (неприятных, но не опасных для здоровья) происходило снижение иммунитета. При этом у контрольной группы животных, которые за счет своего поведения имели возможность этих ударов избегать (то есть контролировать стрессовую ситуацию) наблюдалось усиление иммунной системы. То есть, переживание собственной беспомощности часто лежит в основе дальнейшего ухудшения здоровья.
Но почему у одного человека болит одно, у другого другое, а у третьего вообще ничего не болит, хотя и начальник у него злобный, да и доклады все время делает? Об одном важном факторе – возможности контролировать стрессовую ситуацию — мы только что сказали. Но психосоматические заболевания – результат влияния множества причин, включающих физиологические, психологические и социальные. Даже при попытках воспроизвести болезненные состояния у животных по определенным правилам в условиях лаборатории наблюдается значительная вариабельность из-за влияния слишком большого количества факторов.
Можно укрупнено рассмотреть три группы влияющих факторов (одна из возможных классификаций).
Первая – это биологическая предрасположенность к болезни. Здесь наследственность и врожденные характеристики (особенности темперамента, тип нервной системы, наследственная слабость одних органов по сравнению с другими), особенности телесного развития в детстве и вообще образа жизни человека. Если коротко, то «где тонко, там и рвется».
Вторая группа – особенности, тяжесть и длительность стрессовой ситуации, а также возможность ее контролировать. Про патологическое чувство беспомощности, которое часто приводит к заболеваниям, мы уже сказали. Но, как ни странно, иногда и позитивные жизненные изменения могут оказаться сильно стрессовыми. На любое изменение в жизни человеку нужны психические ресурсы. Поэтому, если психика по какой-то причине ослаблена, то и хорошее, желанное событие может истощать человека, уменьшая его силы, в том числе, и защитные силы иммунитета. Особенно хорошо такие процессы заметны на маленьких детях, у которых еще не зрелый психический аппарат которые не умеют дозировать эмоциональную нагрузку. Праздник, гости, подарки – вроде все, как ребенок хотел, а в итоге – истерика, которую вообще ничем не остановить. А если череда праздников затянулась, да еще и спал недостаточно, то иммунитет может снизиться и превратить каникулы в больничный. Такой исход не обязателен, важен сам принцип – все вроде, как мне нравится, но чувствую себя раздраженным и истощенным.
Также у детей хорошо заметен еще один механизм реагирования на сильный стресс – регресс к более ранним стадиям развития. Например, рождение братика или сестренки тяжело воспринимается ребенком (особенно, если он был единственным). Малыш может на время потерять уже приобретенные навыки, например, пользование туалетом, какие-то аспекты самостоятельного поведения, а может заболеть. Во взрослом варианте это может выглядеть, как то, что человек очень плохо себя чувствует после стресса и надолго ложится в кровать, «свернувшись клубочком», как в детстве или как наивное неадекватное неконструктивное поведение, как будто это не взрослый человек, а маленькая девочка или мальчик.
Третья – личностные особенности. Например, то, как человек переживает стресс: вспыхивает или молчит, как защищает себя, просит помощи или замыкается, какие чувства испытывает, может ли злиться на других или склонен винить себя, может ли отстаивать свои позиции, занимается ли длительным самоедством, и т.д. Насколько переносимыми являются для него сильные чувства, например, гнев, стыд, вина, обида, беспомощность. И насколько человеку свойственно «отреагировать» эти чувства в теле. Младенцы не могут дифференцировать чувства и ощущения, для них есть общее «плохо». По мере взросления приходит умение понимать и отделять то, что я чувствую, от того, что ощущаю. Но иногда эти навыки не до конца развиваются. Это может касаться каких-то запрещенных чувств (например, в детстве опасно было злиться – и теперь человек злость не чувствует, но ощущает общее «плохо», а также слабость, боли или недомогания). Психологами принято говорить, что такой человек «соматизирует» свои чувства, то есть переживает их телом.
К этой же группе относится то, чувствует ли человек свою нужность, ценность, видит ли то, ради чего стоит бороться с трудностями. На эту тему есть много рассказов практикующих медиков, наблюдающих разную скорость и качество выздоровления у людей, которые не видят смысла и не хотят поправляться, и у людей, которые ждут после выздоровления чего-то желанного для них — встречи с близкими, захватывающих событий, путешествий и т.д. Есть даже такое выражение: «Невесты не болеют» (речь, конечно, о желанном браке). Тесно связан с этим аспектом, но не полностью пересекается, следующий — есть ли у человека возможность получать заботу и поддержку окружающих, получать сочувствие, телесный контакт, хорошее отношение. Опять приведу пример из экспериментов с животными. Кроликов несколько недель держали на диете с повышенным содержанием холестерина. При этом с одной группой обращались, как обычно с лабораторными животными, а за второй очень бережно и заботливо ухаживал экспериментатор, так что кролики начинали его узнавать. В результате животные из второй группы имели на шестьдесят процентов меньше фиброзных бляшек. Ученые пытались объяснить с физиологической точки зрения эти результаты за счет изменения проницаемости клеток и особенностей транспортировки холестерина в зависимости от уровня катехоламинов, серотонина и других веществ, на которые могло влиять эмоциональное состояние животных. Но для нас важно само наличие этой связи: забота, эмоциональный комфорт – здоровье.
В каком случае имеет смысл идти к психологу и что он может сделать?
Если диагностировано одно из перечисленных ранее заболеваний, в возникновении и развитии которых значительную роль имеют психологические причины. Если есть какие-то сложно диагностируемые комплексы жалоб и недомоганий, а обычное врачебное вмешательство не помогает. Особенно, если существует стрессовая ситуация, которая может влиять на состояние здоровья. Стресс не обязательно должен быть сильным (например, потеря близких). Патологическое влияние может оказывать затянувшийся конфликт или любая ситуация, когда мы чувствуем себя беспомощными и не видим реальных перспектив изменения.
Не имея возможности варьировать наследственные и врожденные характеристики, психолог сократит влияние второй и третьей группы факторов. В ходе работы с ним, найдется способ изменить стрессовую ситуацию, разрешив ее или минимизировав вредное воздействие. Психолог поможет выразить и пережить те невыносимые чувства, которые сделали вынужденной телесную реакцию в виде болезни и убрать «соматизацию» переживаний. Поможет изменить сложившиеся способы реагирования на стресс, научит находить поддержку и помощь окружающих (самому человеку изнутри ситуации может казаться, что ресурсов совсем нет). Результатом работы станет здоровье и эмоциональная гармония. Будьте здоровы!