Психологическая помощь детям
Обычно искать помощи детского психолога нас вынуждают видимые нарушения поведения, здоровья или настроения ребенка.
Наиболее характерными жалобами являются следующие:
- ребенок не хочет учиться, невнимателен, у него нет силы воли;
- ребенок боится других детей, ни с кем не дружит;
- жесток по отношению к окружающим;
- боится засыпать, темноты, оставаться один;
- агрессивно себя ведет, неконтролируем;
- все время играет в компьютерные игры;
- заикание, тики, энурез, энкопрез;
- психосоматические заболевания – бронхиальная астма, нейродермит и др. или боли, не имеющие понятной причины и не поддающиеся лечению у детских врачей (головные боли, боли в животе и др. или снижение иммунитета в целом, аллергии)
- у ребенка постоянно сниженное настроение, апатия, суицидальные мысли;
- ребенок тяжело переживает (например, стал замкнут или агрессивен) развод родителей, потерю близкого человека, переезд, рождение брата или сестры и др.
В первую очередь, психолог попробует понять, что именно стоит за внешним нарушением – какие именно сильные для ребенка переживания и внутренние конфликты выражаются таким образом, какие потребности ребенка фрустрированы, а также есть ли необходимость привлечения других специалистов, например, иногда необходима совместная работа с неврологом, логопедом и т.д.
Последнее время широко распространена идея о том, что причиной любых детских проблем является его воспитание, причем именно материнское. Конечно, любой ребенок зависит от своих родителей, и отрицать их влияние было бы неразумно. Но подобная идея про однозначную стопроцентную связь с материнским состоянием и поведением неправильна и, скорее, вредна, так очень сильно усиливает чувство вины у матерей. «Мой часто болеет, а вот у подруги только два раза болел, наверное, я его не так воспитываю, наверное, я плохая мать…» После этого растет стыд, вина, тревожность и беспомощность. Ведь, как правило, заботящаяся мама желает ребенку самого лучшего и делает все из лучших побуждений. Поэтому, даже если что-то и не так, то это очень сложно увидеть и исправить самой. Может, проявляется какой-то приобретенный принятый в ее родительской семье способ общения с детьми, может, какие-то ее травматические переживания, опять-таки полученные не по ее желанию. Но это всегда «падает на определенную почву» — нужно учитывать самого ребенка, его врожденные качества – темперамент, особенности нервной системы, конституцию, наследственную предрасположенность к каким-то заболеваниям.
Роберт Хаер – известный в мире специалист по психопатам (людям, лишенным совести и эмпатии, среди которых много преступников, в том числе серийных убийц) пишет о несчастных родителях, которые не только страдают от таких детей, но и всю жизнь мучаются вопросом, что они сделали не так. Изучив многих психопатов, доктор Хаер пришел к выводу, что это нарушение связано скорее с врожденным «сбоем», хотя может усугубляться жестоким обращением. Но во многих семьях психопаты вырастают в гармоничной обстановке среди других здоровых братьев и сестер.
Поэтому очень вредно абсолютизировать идею про связь матери и ребенка, «загоняя себя в угол» чувством вины. Однако если имеются проблемы, которые причиняют неудобство, действительно стоит обратиться к специалисту, который видит ситуацию со стороны, имеет профессиональные знания, навыки и опыт решения подобных вопросов.
Иногда достаточно скорректировать стиль воспитания, разобраться с недопониманием между родителями и ребенком, иногда необходима более длительная работа с самим ребенком, его переживаниями, конфликтами и паттернами поведения.
В первый раз желательно прийти одному или обоим родителям без ребенка. Это позволит изложить проблему более свободно и подробно (без стеснения присутствием ребенка). В некоторых случаях уже на этом этапе возможно понимание предположительных причин происходящего. Тогда родители могут получить «обратную связь» и пробовать менять рекомендованные моменты общения. Однако чаще необходимы встречи психолога с ребенком, проведение диагностики. Общение проходит в игровой форме с элементами арт-терапии и использованием различных проективных методик.
Требуемое количество встреч в каждом случае индивидуально и зависит, в частности, от особенностей самого ребенка, от длительности существования проблемы, сложности текущей семейной ситуации. План работы проговаривается на первой-второй встрече, может обсуждаться и корректироваться в ходе терапии. В любом случае, чем раньше Вы обратитесь к психологу после возникновения проблемы, тем легче и быстрее удастся с ней справиться.
Важно, чтобы после общения с психологом, у Вас появлялось не чувство вины и отчаяния (к сожалению, некоторые психологи склонны обвинять матерей), а, скорее, ощущение подъема, облегчения, приток сил и понимание, каким образом можно улучшить ситуацию. Психолог – человек, задача которого, в первую очередь, поддерживать Вас и делать вашу жизнь более комфортной и легкой. И мамам (и папам тоже), которые переживают за своих детей, поддержка особенно важна.
Если остались вопросы, звоните, буду рада ответить +7904-5102272.